Российский ученый нашел в США останки древнего "тараканомуравья

Ученые из Палеонтологического института РАН и их зарубежные партнеры нашли в США и в Бирме останки крайне необычных древних насекомых, похожих на муравьев, пчел и ос, но при этом являющихся тараканами. Их выводы были представлены в журнале Biologia.«Подобная форма мимикрии крайне редка среди современных тараканов – лишь несколько их видов сегодня копирует облик нескольких жуков. Мы показали, что в прошлом тараканы не просто обладали способностью к мимикрии, но и подражали сразу нескольким хищным насекомым, меняясь вместе с ними», — пишут Даниил Аристов из Палеонтологического института РАН в Москве и его коллеги.Многие насекомые, змеи и другие животные выработали в ходе эволюции различные виды «маскировки», которые называются мимикрией. Как правило, безобидные насекомые стараются подражать ядовитым или хищным видам, или же пытаются слиться с окружающей средой. Ярким примером такого поведения являются насекомые-палочники, практически не отличимые по окраске и форме от веточек или сухих листьев.Первые насекомые, обладающие подобной «суперспособностью», как показывают окаменелые отпечатки их телец, появились примерно 125 миллионов лет назад, еще во времена динозавров и до появления цветочных растений. Как и почему это произошло – пока остается предметом ожесточенных дискуссий среди специалистов.Аристов и его коллеги проводили своеобразную «перепись» уже известных видов мимикрирующих древних насекомых, и искали новые окаменелые остатки подобных существ, изучая запасники музеев, в которых хранились окаменелости времен конца мезозоя и начала кайнозоя, современной геологической эпохи.В одном из этих музеев Аристов обнаружил отпечатки тела любопытного «муравья» длиной примерно в 2,4 сантиметра. Он жил на Земле примерно 47 миллионов лет назад, в эпоху эоцена. Его необычный облик заставил ученых просветить его при помощи трехмерных сканеров и восстановить трехмерное устройство его тела.Оказалось, что «муравей» на самом деле был представителем группы так называемых алиеноптер, тараканоподобных беспозвоночных, похожей одновременно и на тараканов, и на богомолов по своему происхождению, образу жизни и диете. Помимо «тараканомуравья», получившего имя Grant viridifluvius, в эту группу, как обнаружили Аристов и его коллеги, входили и многие другие насекомые, копировавшие облик других перепончатокрылых хищников.Что интересно, их изучение и сравнение показывает, что характер их камуфляжа отражает разнообразие и распространенность копируемых ими хищников в тот момент времени, когда существовал каждый из этих видов тараканов. Иными словами, они исчезали и появлялись вместе с теми опасными видами пчел, ос и муравьев, которых они копировали.Пока главной загадкой остается то, почему современные тараканы не обладают подобной «суперспособностью», и почему все представители алиеноптер вымерли, не оставив потомков. Как надеются ученые, дальнейшие раскопки помогут им найти ответ на этот вопрос.