Церера оказалась планетой вечных "ледяных вулканов"

Ледяные вулканы должны были практически беспрерывно возникать на поверхности Цереры, крупнейшей карликовой планеты, начиная с момента ее рождения. К такому выводу пришли ученые НАСА, опубликовавшие статью в журнале Nature Astronomy. «Мы показали, что криовулканы должны были появляться на поверхности Цереры каждые 50 миллионов лет. С одной стороны, следы их существования всегда должны были присутствовать на поверхности планеты, а с другой – они явно играли меньшую роль в формировании ее облика, чем настоящие вулканы Земли, Венеры, Марса и других каменистых планет», — пишут ученые.Первые снимки Цереры, полученные зондом Dawn в марте 2015 года после его прибытия к карликовой планете, раскрыли  две необычные структуры, которые никто не ожидал увидеть – загадочные белые пятна в кратере Оккатор, оказавшиеся следами густого «рассола», и необычную пирамидальную гору Ахуна, возвышающуюся над Церерой на четыре километра.И то и другое заставило ученых пересмотреть теории, описывающие формирование Цереры и других подобных неудавшихся «зародышей» планет. Только через год после открытия этих структур Кристофер Расселл (Christopher Russell), руководитель миссии, и его коллеги заявили, что и то и другое является продуктом криовулканизма – извержений относительно теплой воды и густого «рассола» из недр карликовой планеты на ее поверхность.Открытие этой горы заставило ученых  задуматься о том – является ли она уникальной формой рельефа для Цереры, порожденной единичным ударом метеорита и расплавлением ее пород, или же подобные «пирамиды» могли уже много раз вырастать на поверхности карликовой планеты в прошлом, а затем исчезать.Для ответа на этот вопрос ученые проанализировали гигантский архив снимков, собранных зондом Dawn за последние два года, и попытались найти на них следы куполообразных структур, похожих на Ахуну и другие известные «космические» криовулканы на иных планетах и лунах Солнечной системы.В поиске подобных объектов они опирались на то, что, в отличие от Земли и других каменистых планет, недра Цереры в основном состоят изо льда. При очень низких температурах лед становится почти таким  же прочным, как и «настоящие» горные породы, но при этом он сохраняет высокую текучесть.Это проявляется в том, что со временем, гора, сложенная изо льда, «растечется» по окружающей равнине, покрыв ее равномерным слоем замороженной воды. Этот процесс, как предположили ученые, мог сделать все следы древних криовулканов почти невидимыми.В общей сложности, Расселлу и его коллегам  удалось найти 32 подобных куполообразных структуры высотой примерно в километр и более, вряд ли сформировавшихся в результате падения астероидов или каких-то других «невулканических» процессов.Отобрав два десятка самых интересных объектов, геологи НАСА измерили из высоту, объем и другие параметры и попытались реконструировать их изначальный облик, используя компьютерные модели «растекания» льда, а также вычислить время их жизни и момент появления на поверхности Цереры.Как показали эти расчеты, криовулканы почти непрерывно возникали и существовали на Церере как минимум в последний миллиард лет, и, скорее всего, появлялись на ее поверхности и в более древние эпохи.Что именно их порождало, пока не понятно, однако отсутствие вулканов в приполярных областях Цереры, где температуры крайне низки, говорит об их «внутреннем» происхождении и отсутствии видимой связи с падениями крупных астероидов. Как надеются ученые, новые снимки с Dawn и дальнейшее изучение геологии Цереры даст ответ на эту загадку.