Ученые открыли гены, определяющие "вкус" человека для комаров

Генетики из США и Великобритании открыли необычный набор генов, определяющий то, насколько «вкусным» будет казаться их носитель для комаров и других кровососущих насекомых. Об их выводах рассказывает пресс-служба компании Genotek.«Открытие этих связей позволит создать новые виды репеллентов, которые будут эффективны для тех из нас, кто кажется москитам особенно вкусным и дольше страдает от зудящих красных пятен», – комментирует открытие Валерий Ильинский, генетик, генеральный директор медико-генетического центра Genotek.Комары и другие кровососущие насекомые ищут свою очередную жертву по запаху ее тела, в котором сочетаются как летучие молекулы, вырабатываемые кожей и другими органами человека, так и вещества, выделяемые микрофлорой.Ученые давно изучают их обонятельные предпочтения, пытаясь создать более действенные и безопасные репелленты и приманки для москитов и их сородичей. Эти же поиски могут дать ответ на вопрос, волнующий многих обывателей – почему комары считают некоторых членов семьи более «вкусными», чем остальных обитателей квартиры, и всегда кусают их.Эми Джонс (Amy Jones) из британского отделения компании Pfizer в Кембридже и ее коллеги делали первый шаг к полному раскрытию этих тайн, всесторонне изучив то, как могут быть связаны между собой комары и различные гены, управляющие работой кожи и других частей тела человека.Для этого ученые расшифровали, проанализировали  и сопоставили между собой геномы 84 тысяч добровольцев, согласившихся рассказать им о том, как часто их кусают комары, какие последствия бывают от их укусов и насколько «вкусными» они обычно бывают для кровососов.Как оказалось, все эти факторы были связаны между собой, что указало на то, что «вкус» человека для комаров зависит не только от состава микрофлоры и особенностей в работе различных желез на его коже, но и от взаимодействия иммунной системы со слюной комаров и компонентами пота.В общей сложности, ученым удалось выделить примерно 15 генов и других участков ДНК, влияющих на силу укуса и привлекательность человека для комаров, большая часть которых была непосредственно связана с работой иммунитета и сборкой его сигнальных молекул, а не потовых желез или клеток кожи.Кроме того, исследователи заметили, что женщины больше жаловались на зуд и раздражение после укуса по сравнению с мужчинами. Раньше такие различия объясняли психологическими особенностями мужчин и женщин. Однако в этот раз учёные обнаружили генетический участок, ответственный за различия полов по привлекательности для комаров.Многие из «общих» для них генов, как отмечают ученые, были связаны с различными воспалительными реакциями и аутоиммунными болезнями. Как именно они влияют на привлекательность запаха тела для комаров, пока не понятно, однако биологи отмечают, что все подобные изменения связаны с предрасположенностью к аллергиям и болезням кожи.Что интересно, «вкус» тела человека для комаров очень хорошо передается от родителей к детям – в среднем, он обусловлен на 62% генетическими факторами. Все это можно учитывать при разработке новых репеллентов и борьбе с последствиями укусов комаров.